Координационный Совет Российских Соотечественников в Кыргызстане
Координационный Совет
Российских Соотечественников
в Кыргызстане
 

Дорогами судьбы

Что знаем мы о людях, с которыми живем рядом? Мы встречаемся с ними каждый день на улице, сталкиваемся на лестничной площадке, говорим: «здравствуйте!» У нас нет времени, чтобы остановиться, пообщаться, хоть что-нибудь узнать о них. Порой мы просто ленимся сделать шаг навстречу человеку, и мимо нас проходит непознанный нами мир. А если это целый народ! Сколько событий вместилось в его историю, сколько превращений претерпел он на пути в современность.

У каждого из вас, уважаемые земляки, наверняка, есть знакомые или друзья татары. А задавали вы себе вопрос -  как и почему оказались они так далеко от своей исторической родины, от Омска и Казани, от среднего Поволжья? Что привело их на берега лазурного моря – Иссык-Куля, окутанного древней тайной, укрытого от людских глаз высокими снежными горами?

Родина этого народа широко раскинулась на берегах полноводных рек – Волги и её притоков – в предгорьях древних гор Урала. Места эти плодородные, и, может быть, поэтому во все времена привлекали они к себе лихих разбойников и завоевателей. Переселение народов в 1Х – Х веках коснулось и булгар, предков                                           

современных татар. Далеко увлекли  вихри великого переселения их племена! И оказались они в долинах Татр и Родоп на западном берегу Понта Эвскинского, то

есть, современного Черного моря. Там породнились пришельцы с местными славянами, подарили им своё имя, и образовался от этого союза славный народ – болгары!

В шестнадцатом веке, пробивая дорогу в сибирские просторы, пошла Русь на Казань. От жестокой сечи, от принудительного крещения, не желая покориться Грозному, ушли многие татарские мурзы с народом в просторы «Кыргыз-кайсацких» степей Средней Азии. И в конце долгого своего движения на юг, пришли татары в Тяньшанские теснины на берега прекрасного Иссык-Куля, где единоверцы-мусульмане приняли их как родных. Благо, что пришельцы оказались умелыми ремесленниками и хлеборобами, торговцами и строителями. Однако, сегодня в нашем  распоряжении нет фактов, чтобы со всей очевидностью назвать кого-либо из потомков этого первого переселения татар в Прииссыккулье. Совершенно ясно, что именно татарские купцы до конца девятнадцатого столетия вели интенсивную торговлю по Великому шелковому пути вплоть до самой Балтики, пользуясь при этом поддержкой и покровительством, как местных киргизских баев, так и правительства Российской империи. Связав свою судьбу с нею, казанские татары оказались втянутыми во все перипетии её острейших проблем. Когда в 1861 году последовала отмена крепостного права, и, оказавшиеся без земли освобожденные крестьяне потянулись в далекие края на вольные земли, татар и башкир также закрутил этот исторический круговорот и увлек за собою. Тогда в Каракол и докатилась новая волна татарских и башкирских переселенцев.

Наши благодарные современники хранят светлую память о предках. В семьях Абдуллаевых, Галимжановых, Ишмухамедовых, Рафиковых, Ногаевых, Каримовых, Бекмухамедовых, Хисамутдиновых до сих пор живут образы далеких

пращуров. Как будто ещё вчера врубались они в колючие тугаи, расчищая землю для подворий и посевов, застроили, соблюдая порядок,  улицу, которая до сих пор так и зовется «Татарская». Вы можете сегодня встретиться с нею, пройдя по улице Торгоева дальше её пересечения с улицей Пржевальского.

Кузницы и мельницы, мастерские скорняков и сапожников и прочих частных ремесленников, в которых трудились татары на благо горожан и окрестных поселян – всё это было привычным в жизни славного городка Каракол. Были больницы и кабинеты врачей-татар, были большие лавки и купеческие магазины.   

Глубокие корни пустили татары в Прииссыккулье. Практически нет такой сферы деятельности, где не внесли бы они своей сметки и старания при закладке  прочных деловых, хозяйственных, практических основ будущего благосостояния нашего города. Они принимали самое горячее участие в развитии ремесел, промышленности, сельского хозяйства, культуры и искусства.  Навсегда оставили свой след в общественном движении, в развитии интернациональной дружбы

между жителями города - людьми различных этносов, национальностей и  вероисповеданий.

Вот как ещё полтора десятка лет тому назад сформулировал эту мысль человек, стоявший у истоков общественного объединения татар и башкир города

Каракол, первый председатель татаро-башкирского культурного Центра «Татулык» Габдулла Зуфарович Латфулин: «Всех настоящих тружеников-татар невозможно перечислить. Многие из них уже навсегда покинули нас. Но все живущие не должны забывать тех, кто своим честным трудом оставил им всё

 готовое. Берегите это благо, преумножайте его, не жалейте сил для того, чтобы процветала демократия и росло благосостояние  народа нашей общей родины – Кыргызстана!».

Трудно представить  нелегкую судьбу народа, который пронес сквозь века, через страдания и беды свои обычаи, традиции и нравы. Сохранил он свою душу живую, и продолжает широко и привольно, вместе с далекой своей родиной отмечать  национальный праздник «Сабантуй», праздник плуга и труда, праздник завершения весенних полевых работ и начала лета.                    

 

ПЧЕЛЫ

                             

  Татарские роды, ушедшие на чужбину в поисках новой родины, сохранили в неприкосновенности и средоточие своих интересов, не позволявшее им рассыпаться по лику земли, разлететься по бескрайним просторам степей, словно перекати поле.

В 1884 году братья Башировы – Абдулла и Мухтарулла заложили в каракольском городке большую мечеть. Такую, что в ней могли вознести хвалу Аллаху сразу тысяча человек! Был перед нею просторный двор, а над нею сверкали большие купола, и призыв к молитве далеко разносился с высоты минарета!

Татары и башкиры, а также многие киргизы добровольно помогали в строительстве – валили в горах лес, возили бревна на место, где их шкурили и обтесывали, а потом по сходням вручную поднимали  на стены. Строительство мечети стало самым важным событием городка на протяжении трех лет. И вот, в

 

1887 году состоялось освящение храма, и была сказана первая проповедь. Произнес её Абдулла Баширов, первый имам первой мечети Каракола. Так в этом здании, где ешё пахло смолой от свежеструганных стен и полов, где гулко и торжественно звучали слова арабских молитв и татаро-кыргызских хадисов и проповедей, поселилась вера - Мать мусульман Каракола, При мечети открыли школу для желающих изучать ислам татар и местных жителей – здесь они учились и жили.

А рядом, совсем рядом построил свой дом Хамза бай, дед Чингиза Айтматова. И совсем не случайно его сын – Торегул взял в жены татарскую девушку Нагиму,- мать всемирно известного писателя - а имя её теперь носит бывшая улица Парковая. Не трудно представить себе, что когда-то, в сущности совсем недавно,  слушали  они проповедь имама Баширова Абдуллы. И многие слова в этих проповедях звучали в точь так, как через сто лет с небольшим произносит их  имам татарской мечети Бакыт Кайкиев! Поистине, добрые дела и мудрые слова нетленными сберегает время.                                              

         Старое здание мечети пережило все социальные бури – революции и войны, перестройки и перетруски и, в конце концов, было возвращено народу. И очень

важно, что реставрацией, восстановлением её занимаются такие люди, как Насибулин Рашид Рахимович, мутавали мечети и председатель общественного объединения «Татулык –Дружба», и Абдувалиев Равхат, один из двух оставшихся ветеранов – татар, участников Великой Отечественной войны!

- Удивительное дело случилось в нашей мечети, - рассказывает Равкат. -  Мы несколько раз обращались в мэрию с просьбами и официальными письмами от имени ОО «Татулык» и совета мечети. Просили помочь с половой доской и дровами. Был сентябрь, надвигалась зима. Проблему можно было решить просто -  спилить один иэ тополей, что росли за оградой мечети. Но, как всегда, любое дело у нас решается не скоро.

И вот однажды вечером мы сняли верх ворот и оставили их открытыми настежь, потому что рано утром должна была к нам во двор заехать большая машина с грузом. А утром, когда пришли мы  в мечеть, смотрим -  боже ты мой!- во дворе лежит тополь! Рос он прямо перед воротами и упал так аккуратно, будто кто-то его положил прямо посредине двора.

Позвонили мы в мэрию. Приехали люди из зеленстроя. Не поверили, конечно, что тополь сам упал. С подозрением оглядели комель, удивились. Мы, говорят, дерево все-таки заберем.

 Как вы можете его забрать? – говорим мы. Не вы, говорим, а Аллах нам его дал! Стыдно стало чиновникам, ушли они восвояси. Думаю, что сам бог таким образом поддержал наше дело по возрождению мечети.

Время и неразумные люди лишили мечеть куполов и минарета, и не нашелся ещё человек, который выделил бы  деньги на  строительство. Но постепенно поднимается она, обновляется на небольшие добровольные вклады  каракольцев и их трудом. «Татарская» мечеть  сейчас самое посещаемое культовое учреждение города. Как всегда по пятницам приходят сюда мусульмане, чтобы не только помолиться, но и послушать искрометные проповеди имама Бакыта Кайкиева. И мы полны надежды, что скоро по соседству со старой мечетью откроется  

 

медресе – колледж для молодых мусульман, продолжателей славных традиций истинного ислама – ислама мирного, созидающего, бережно сохраняющего законы дружбы, добрососедства и труда.

Как вы думаете, случайно ли на печати ОО «Татулык» изображена пчелка?  И что бы это могло значить?  И действительно, трудолюбивы наши татары как пчелки. Не случайно, несмотря на свою малочисленность – они составляют не более полутора процента населения областного центра, но в жизни города занимают довольно заметные позиции.

Многие из них заняты торговлей, как, например, хозяйка магазина «Москва» Галия Зиятдинова, славная тем, что в  её небольшом подвальчике можно купить и самые дорогие, и самые нужные народу продукты по сходной цене, но качество их будет всегда наивысшего уровня. Наверное, каждый взрослый человек в городе знает Мархабу Шафигулину. Ещё несколько лет назад её можно было увидеть на базаре.  Поштучно из ведра с рассолом продавала она сельдь. Теперь о ней говорят с нескрываемым почтением: «наша бизнес – леди!» В сложнейшей ситуации коренной ломки Союза, строительства новых государственных образований она сумела наладить контакты с деловыми людьми новой России. Её акционерная компания «Ильфат» владеет производственной базой по изготовлению рыбо- и мясопродуктов, сетью стационарных и передвижных магазинов и обеспечивает работой десятки каракольцев.

Камиль Кагапович Гизатулин сейчас пенсионер. А ещё недавно он был одним из организаторов объединения владельцев микроавтобусов, осваивал междугородние маршруты, где сейчас трудятся сотни шоферов.

А кто не знает фирму и торговый комплекс «Салават», где заправляет семья Насибулиных. Весь город и половина области покупает напитки, произведенные или доставленные ими из других регионов республики, широкий ассортимент продуктов питания развозят агенты фирмы по магазинам города и области. Кто знает, что родоначальником этой семьи деловых людей является скромный сельский врач Рахимулла из села Ак-Остон Джеты-Огузского района, награжденный орденом «Знак Почета» и званием «Заслуженный работник медицины». Если старший сын Рахимуллы - Рашид  и его дети: Расим, Рафис, Назиля, Ильдар и Рахим трудятся на поприще торговли, то младший его сын – Рахимов Рамис и его семья целиком посвятили себя сфере услуг. В их комплексе «Руслан» -  техническое обслуживание автомобилей, быткомбинат, салон красоты и классное кафе.

Один из сыновей подхватил эстафету отца и стал работником медицины, и если кому-нибудь повезет отдохнуть в «Голубом Иссыккуле», то вы обязательно познакомитесь с заместителем директора по лечебной части Рафаэлем Насибулиным.

Достойно представляет свою древнюю родословную Шамиль Фахрутдинович Ишмухамедов. Его отец – учитель из села Сарыкамыш был удостоен орденов Ленина и Красного знамени, а Шамиль Фахрутдинович, ныне пенсионер, носит звание «Отличник народного образования СССР», долгое время он работал начальником городского отдела образования, а до недавнего времени возглавлял Совет ветеранов города.

Имена заслуженно уважаемых людей, авторитет которых не просто очень сильно раздутый ноль, а итог беззаветного служения родине и народу, можно называть ещё долго. Пусть не обидятся те, о ком не вспомнили мы  сегодня.

 

ЕСЛИ НЕ МЫ

 

«Татулык» существует с 2004 года, постоянно оказывая всяческую помощь и поддержку бедным людям, какой бы национальности и вероисповеданья они не были. Члены организации посещают больных, ведут патронаж престарелых, помогают продуктами, топливом, помогают немощным и одиноким в ремонте домов, проводят поминальные обеды и ритуальные услуги во время проводов усопших.

Иногда постоянно пустующую  кассу организации пополняют вклады спонсоров, это бывает во время праздников на Новый год, национальное веселое торжество «Сабантуй», ко Дню Победы. Деньги дают администрация, посольство Российской федерации, реже - частные жертвователи. Несколько лет Насибулин Рашид Рахимович пытается  найти людей , которые не пожалели бы денег на восстановление и реконструкцию мечети. Дел ещё много. Нужно поднять купол , построить хотя бы один минарет. Но таких денег у организации нет и никогда не будет. Обращались с просьбами к землякам из Татарстана, к мэру Казани, во Всемирный Конгресс татар - всё тщетно! Да это и понятно. Кому есть дело до закинутых на край света бедных родственников? Кто может понять и разделить их боль и озабоченность! Поэтому как бы ни старались каракольские татары приукрасить свою мечеть, без купола она - как Имам хадис без чалмы. Ведь мечеть первых казанских переселенцев–миссионеров – их гордость и слава. А кроме того - исторический памятник города.

… Темновато в каптерке директора торгового комплекса «Салават».  Склонился он над столом, готовясь к финансовому отчету на заседании акционеров. Открывается дверь и в каморке появляется старушка – Бика Ганиева.

- Здорово! – кричит она срывающимся от напряжения голосом. Так говорят все глухие. Она в свои восемьдесят с лишним лет многое повидала, была даже  угнана в Германию во время войны, потеряла всех родных. Рашида Рахимовича Насибулина, председателя ОО «Татулык», она считает кем-то вроде сына или чиновника из соцпомощи. Во всяком случае, со всеми своими вопросами она приходит только к нему.

Рашид Рахимович Насибулин со вздохом откладывает бумаги. Положение обязывает.

 Всё в нашей жизни взаимосвязано, взаимозависимо. Зерно дикого растения, брошенное в землю где-то в Закавказье в четвертом-пятом  тысячелетии, пришло на наш стол пахучей лепешкой. Зерна доброты и знания, посеянные в душу человека человеком, дают прекрасные плоды веры, труда и любви. А сеятелю всегда трудно, и ему бы даже небольшая помощь отнюдь не помешала бы!

Ю.Маслов  

15 Ноября, 2012

Советуем ознакомиться